Песочная анимация не сразу стала самостоятельным видом искусства. В конце 60-х годов XX века канадская художница Кэролин Лиф впервые использовала песок как инструмент для создания мультипликационной работы.
Канада, 1974 г. Режиссёр: Caroline Leaf
Её короткометражки "Петя и волк" и "Сова и гусыня" обратили на себя внимание посвященной публики. Тем не менее, особую популярность новый материал в то время не завоевал. Второй шанс песку дал венгерский аниматор - Ференц Чако. Именно его в полной мере можно считать отцом современного песочного искусства. Ференц стал не просто рисовать песком, а делать это на публике, транслируя видео процесса на большой экран. Он обнаружил, что даже незамысловатые трансформации и простые по своей сути образы благодаря необычной подаче вызывают настоящий восторг у зрителей. Его анимационные зарисовки активно использовались на телевидении, в частности во время футбольного чемпионата мира 2002 и на канале Animal Planet.
Познакомив мир с искусством песочной анимации, Ференц Чако подарил каждому художнику возможность воплотить свое творчество в абсолютно новом и неизведанном жанре. Одной из первых "песочных" звезд стала Илана Яхав, чьи руки миллионы людей увидели благодаря совместному с Дато Худжадзе клипу "Махинджи Вар". Кажущаяся простота и элегантность её роликов превратили художницу в одного из наиболее востребованных мастеров песочной анимации в мире.
Россия познакомилась с новым искусством в 2006 году в результате промо акции одной из московских FM радиостанций. В ходе её подготовки перед несколькими студентками художественного ВУЗа была поставлена задача самостоятельно научиться работать с песком. Для некоторых из них этот момент определил дальнейший творческий путь. В это же время, независимо друг от друга, экспериментировать с песочной анимацией начинают различные художники. Практически в полном отсутствии какой-либо полезной информации о техники рисования песком и о необходимом оборудовании, каждый из них ставит перед собой собственные цели и достигает их путем проб и ошибок.
2007 год становится отправным для многих российских художников по песку. В первую очередь, это Артур Кириллов, чье мастерство и режиссерский подход надолго превратили его в законодателя мод песочной анимации. Свою нишу в сфере песочного искусства также занял Сергей Назаров с его оригинальным творческим подходом. Кроме них еще десятки людей пытаются научиться укрощать непослушный материал.
В декабре этого же года зарождается Студия Песочного Искусства SAND ART. Главными звездами студии становятся Лилия Чистина и Алла Вернадская.
Лилия продемонстрировала своё непревзойденное мастерство практически на всех крупных площадках страны, а также объездила полмира: от практически всех стран Евросоюза и СНГ до КНДР и Ирана. Алла, в свою очередь, произвела революцию в индустрии студийных песочных роликов: высокая детализация иллюстраций, цветной песок, сложнейшие сюжеты, многочасовой съемочный процесс каждого сценарного пункта. Всё это в совокупности создало новый стандарт качества песочной анимации, к которому стали стремиться многие художники.
В последующие годы появляются множество новых любителей и профессионалов, но их путь оказывается уже не столь тернистым: количество фото и видео материалов в интернете растет в геометрической прогрессии и необходимость все придумывать самостоятельно пропадает. Однако и во второй волне находится место для взлета. В 2009 году Ксения Симонова становится победителем телевизионного конкурса "Україна має талант" с эффектной работой, посвященной Великой Отечественной Войне.
На сегодняшний день сотни людей, в той или иной степени, связали свое творчество с искусством Sand Art. Большой популярностью пользуются студии, где учатся рисовать песком дети. А песочное шоу стало неотъемлемой частью корпоративных, свадебных и юбилейных мероприятий. Так, всего за полтора десятка лет, родился абсолютно новый жанр на стыке изобразительного и сценических искусств - песочная анимация.